Главная Приборы и опыты Советы и методические материалы Статьи Контакты

Константин Эдуардович Циолковский

Наша страна - родина воздухоплавания. Гениальные сыны великого русского народа изобретали и конструировали первые летательные аппараты, смело создавали авиационную науку, освещая и прокладывая человечеству пути к завоеванию воздуха. Одним из замечательных русских ученых, проложивших новые пути в развитии воздухоплавания, был К. Э. Циолковский - основоположник современной теории реактивного движения, создатель проекта первого в мире реактивного самолета.
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье ученого-лесовода. В раннем детстве Циолковский потерял слух, что наложило отпечаток на всю его жизнь, и, в частности, лишило возможности продолжать учебу в школе. Но, увлекаясь техникой, изобретательством, он много занимался самостоятельно, выработав для этого собственную методику занятий, сопровождаемых экспериментальной проверкой полученных из книг знаний.
Шестнадцати лет К. Э. Циолковский отправляется в Москву, где в течение трех лет проходит значительную часть университетского курса. По возвращении он сдает экзамен на звание народного учителя математики и преподает в Боровском училище, а затем в Калуге. Одновременно он ведет научно - исследовательскую работу, создав для этих целей в своей квартире небольшую лабораторию. Круг его научных интересов был чрезвычайно широк, но между вопросами, которые он начал разрабатывать, была строгая внутренняя увязка - больше всего его интересовали темы, связанные с проблемами полета, как в воздухе, так и за пределами атмосферы, в межпланетном пространстве. Весьма интересной по замыслу была одна из ранних научных работ Циолковского «Механика подобно изменяющегося организма» (1882-1883). В ней русский ученый впервые разобрал строение организмов и их свойства в зависимости от размеров и силы тяжести. Труд Циолковского был положительно оценен великим русским физиологом И. М. Сеченовым. Спустя почти 40 лет, в 1919-1920 годах, Циолковский снова возвращается к этой теме, расширяет ее и пишет несколько замечательных работ под общим названием «Механика в биологии».
Большую научную работу начал в 1885 году К. Э. Циолковский и в области теории и конструкции цельнометаллических дирижаблей. Первый труд его на эту тему (сохранившийся в виде рукописи) «Теория и опыт аэростата» (1887) по предложению А. Г. Столетова был доложен физическому отделению Общества любителей естествознания в Москве. Циолковский сделал детальный аэростатический расчет дирижабля нового типа - с металлической оболочкой, с возможностью изменения объема в полете и с подогревом газа. Кроме новизны конструкции, эта работа содержала ряд других важных предложений, которые в дальнейшем вошли в практику расчета и производства дирижаблей «о всем мире. Их применяют и в настоящее время. Среди этих нововведений особенно важным был гидростатический метод испытания моделей оболочек дирижабля. Более детально он был изложен во втором выпуске работы «Аэростат металлический, управляемый». Свои выводы по дирижаблестроению К. Э. Циолковский обосновал подробными вычислениями, схемами и экспериментальными работами.
В 1891 году Циолковский написал и опубликовал работу «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость», которая явилась ценным вкладом в важную отрасль авиационной науки - аэродинамику. В этой работе Циолковский впервые установил аналитически и доказал экспериментально (путем устройства оригинального прибора) значение продолговатости крыла. Знаменательно, что для напечатания в трудах физического отделения Общества любителей естествознания она была представлена выдающимися русскими учеными Н. Е. Жуковским и А. Г. Столетовым.
На много лет опередил Циолковский техническую мысль зарубежных стран и в своей работе «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина», напечатанной в 1894 году в сорок третьем - сорок шестом номерах московского журнала «Наука и жизнь». В ней ученый впервые произвел аэродинамический расчет аэроплана и дал его рациональные схемы, которые нашли свое воплощение в авиационных конструкциях лишь через десятилетия. Предложенная русским ученым конструкция аэроплана в основных чертах сильно напоминает современные самолеты. Эта машина являлась монопланом с безрасчалочным крылом толстого профиля металлической конструкции, с фюзеляжем обтекаемой формы, колесным шасси, двигателем внутреннего сгорания с соосным вращением пропеллеров. В своем сочинении Циолковский, кроме того, первый в мире предложил гироскопический автопилот с электрическим приводом для руля высоты. Аналогичное устройство электрического автопилота, но без жироскопа, Циолковский предложил еще за год до этого для цельнометаллического дирижабля.
С 1896 года он снова приступил к опытам по сопротивлению воздуха и, развивая их, в 1897 году соорудил в Калуге первую в России аэродинамическую трубу. Он оборудовал ее аэродинамическими весами своей конструкции, спрямляющей воздушный поток решеткой и другой аппаратурой. Изготовив более 150 моделей различной формы, он детально исследовал законы их сопротивления воздуху. Результат первого цикла этих исследований Циолковский опубликовал в 1898 году в работе «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток». Она была послана ученым в Академию Наук с просьбой, в случае ее положительной оценки, оказать ему материальную поддержку для продолжения опытов. Работа была доложена академиком М. А. Рыкачевым и признана заслуживающей внимания. На ее продолжение в 1900 году было ассигновано 470 рублей. Увеличив в два раза размеры трубы, Циолковский в течение 1900-1901 годов произвел более обстоятельное исследование, результаты которого сообщил Академии Наук. Этот отчет также получил положительную оценку. Однако письменное предложение Циолковского организовать для опытов по аэродинамике специальную государственную лабораторию осталось без ответа. Ученому пришлось вести свои экспериментальные и научные исследования в одиночку, без материальной поддержки. Но, испытывая огромные материальные трудности, Циолковский продолжал свою работу, добиваясь все новых и новых достижений.
Успешные работы по аэродинамике вскоре переходят в исследования в области реактивных двигателей. Циолковский первый в мире научно подошел к изучению проблемы межпланетных сообщений, осуществляемых посредством реактивных летательных аппаратов. В мае 1903 года в пятом номере журнала «Научное обозрение» он опубликовал классическую работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней русский ученый впервые вывел уравнение движения ракеты, дал ее схему, включая рули управления в хвостовой части, указал на выгодность применения жидкого горючего. Гениальный труд К. Э. Циолковского явился основой разработанной им теории реактивного движения. В дальнейшем он неоднократно возвращается к этим вопросам, конструирует ряд новых, более совершенных ракет, выводит основные формулы и законы реактивного движения, являющиеся основой современной теории ракет и реактивных приборов. Предсказывая огромные перспективы, открывающиеся перед человечеством в связи с использованием реактивных аппаратов, К. Э. Циолковский писал: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных, или аэропланов стратосферы». «Реактивные приборы, - указывал Циолковский, - завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на земле». Своими трудами Циолковский стремился принести наибольшую пользу своей Родине и всему прогрессивному человечеству. «Основной мотив моей жизни,- писал он в 1915 году, - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, быть может, скоро, а может быть и в отдаленном будущем, дадут обществу груды хлеба и бездну могущества».
Значительная часть жизни Константина Эдуардовича Циолковского прошла в трудных условиях царской России. Чиновники и бюрократы не только не стремились использовать в интересах страны достижения русских ученых, но и препятствовали развитию отечественной науки, а нередко и помогали иностранцам присваивать русские открытия и изобретения. Только благодаря исключительному упорству и самоотверженности провинциальному учителю и вместе с тем смелому ученому-новатору, изобретателю - К. Э. Циолковскому удалось добиться величайших научных открытий.
Новую страницу в жизни К. Э. Циолковского открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. В 1919 году русский ученый за свои выдающиеся научные заслуги избирается членом Социалистической академии (впоследствии преобразованной в Коммунистическую академию). Специальным распоряжением правительства ему была назначена персональная пенсия и созданы все условия для продолжения его научной и изобретательской деятельности. Желая принести как можно больше пользы молодой Советской республике, Циолковский расширяет тематику своих научных работ. Наряду с новыми изобретениями и сочинениями по реактивной технике, дирижаблестроению, аэродинамике появляются работы Циолковского по наиболее важным вопросам естествознания и развития производительных сил страны. Он пишет об обводнении пустынь, о различных видах использования солнечной энергии, об исследованиях водных глубин. Свои труды ученый издает в Калуге или опубликовывает в крупных советских журналах. Придавая большое значение популяризации знаний в массах, Циолковский часто выступает со статьями в газетах.
Почти 18 лет проработал ученый при советской власти. Несмотря на то, что здоровье его было сильно подорвано невзгодами и тяготами дореволюционного периода, он работал с исключительным подъемом и продуктивностью. Если в течение 26 лет до революции ему удалось напечатать менее 50 работ (около 80 осталось в рукописях), то при советской власти из-под его пера ежегодно выходило свыше 20 произведений, значительную часть которых он обрабатывал для печати. Кроме того, в 1934 году вышло в свет 2 тома его «Избранных трудов» по цельнометаллическим дирижаблям и реактивным летательным аппаратам.
К. Э. Циолковский много и плодотворно работал на благо социалистической Родины. Советское государство создало ему все условия для этого. В 1932 году, когда К. Э. Циолковскому исполнилось 75 лет, правительство наградило его орденом Трудового Красного Знамени.

Глубокой благодарностью к партии большевиков, Советскому правительству звучат слова ученого-патриота в письме к товарищу И. В. Сталину (1935):

«Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь Советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже, будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатого дела.
Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды».


На письмо выдающегося советского ученого вскоре пришел ответ:

«Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти.
Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку.

И. СТАЛИН».

Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 года.

На следующий день было опубликовано постановление Советского правительства о мероприятиях по увековечению памяти великого русского ученого и о передаче его трудов Главному управлению гражданского Воздушного Флота. В дальнейшем решением правительства они были переданы Академии Наук СССР, где была создана специальная комиссия по разработке трудов К. Э. Циолковского. Комиссия распределила научные труды ученого по разделам. Первый том, уже подготовленный к печати, заключает все работы К. Э. Циолковского по вопросам аэродинамики; второй том - труды по реактивным летательным аппаратам; третий том - работы по цельнометаллическим дирижаблям, по увеличению энергии тепловых двигателей и различным вопросам прикладной механики, по вопросам обводнения пустынь и охлаждения в них жилищ человека, использования приливов и волн и разные изобретения; в четвертый том включаются сочинения Циолковского по астрономии, геофизике, биологии, строению вещества и другим проблемам; наконец, в пятый том войдут биографические материалы и переписка ученого. Все издание были напечатаны к 1952 году.
Уже краткий перечень трудов К. Э. Циолковского показывает, как велико его научное наследие, его вклад в сокровищницу советской науки. Благодаря гениальным работам великого русского ученого К. Э. Циолковского нашей стране принадлежит приоритет в научном разрешении ряда вопросов воздухоплавания и авиации и, что особенно важно сейчас, - в создании проекта первого в мире реактивного самолета. Издание его трудов явится новым ценным вкладом Академии Наук СССР в великую сокровищницу научного наследства, завещанного нашей стране зачинателями и основоположниками отечественной науки и техники.
Научные идеи К. Э. Циолковского оказали огромное влияние на советскую и мировую техническую мысль. Особенно успешно развивают замечательные идеи К. Э. Циолковского советские ученые - представители самой передовой в мире науки.

fizika.i-ignatova © ru